image description
  • Жуков Георгий Константинович
    Жуков Георгий Константинович
  • президент-отель
    президент-отель
  • Колчак Александр Васильевич
    Колчак Александр Васильевич
  • Солженицын Александр Исаевич
    Солженицын Александр Исаевич
  • Чехов Антон Павлович
    Чехов Антон Павлович
  • Михаил Илларионович Кутузов
    Михаил Илларионович Кутузов
  • Николай Васильевич Гоголь
    Николай Васильевич Гоголь
  • Ельцин Борис Николаевич
    Ельцин Борис Николаевич
  • Дмитрий Михайлович Пожарский
    Дмитрий Михайлович Пожарский
  • Юрий Алексеевич Гагарин
    Юрий Алексеевич Гагарин
  • Александр Васильевич Суворов
    Александр Васильевич Суворов
  • Петр Аркадьевич Столыпин
    Петр Аркадьевич Столыпин
  • Ломоносов Михаил Васильевич
    Ломоносов Михаил Васильевич
  • Петр I
    Петр I
  • Минин и Пожарский
    Минин и Пожарский
  • Поддубный Иван Максимович
    Поддубный Иван Максимович
  • Путин Владимир Владимирович
    Путин Владимир Владимирович
  • Пушкин Александр Сергеевич
    Пушкин Александр Сергеевич
  • Почетные Граждане России
    Почетные Граждане России
  • Чкалов Валерий Павлович
    Чкалов Валерий Павлович

Почетные граждане России

Вернуться

Москва и Московская область / Гуменюк Михаил Николаевич

Гуменюк Михаил Николаевич Директор ФГУП Центр аварийно-спасательных подводно-технических работ "ЭПРОН"

Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения (ЭПРОН), созданная приказом по ОГПУ в 1923 году для поиска и подъема золота с затонувшего английского судна «Черный принц» под Балаклавой, стала ведущей организацией в нашей стране по выполнению всех видов судоподъемных, аварийно-спасательных и подводно-технических работ, кузницей профессионалов водолазного дела.
      За время существования ЭПРОНа функции его значительно расширились и к 1932 году, ЭПРОН стал единой организацией по спасению и подъему судов на море и внутренних водоемах страны. Выходцы из ЭПРОНа стали признанными лидерами в освоении глубин и внедрению новых технических средств для водолазных погружений, изучения влияния гипербарической среды на организм человека.
      22 июня 1941 года ЭПРОН был переподчинен Военно-Морскому флоту, а 2 июня 1942 года переименован в «Аварийно-спасательную и судоподъемную службу ВМФ».
      После окончания Великой Отечественной войны 1941-1945гг, в условиях  развязанной гонки вооружений, руководство СССР приняло решение о создании надежного ядерного щита, способного обеспечить безопасность страны. Для выполнения этой задачи необходимо было в кратчайшие сроки создать целую индустрию. По всей стране разворачивается строительство крупных промышленных объектов как оборонного значения, так и для производства материалов и оборудования мирного назначения, Для выполнения широкого спектра гидротехнических и подводно-технических работ при строительстве объектов отрасли (строительство дамб и плотин, дноуглубительные работы, очистка рек, озер и прибрежной части морского побережья, прокладки подводных трубопроводов, водосбросов, водозаборов, подводное бетонирование и др.) необходим был труд водолазов. Для этих целей в 1948 году Министерству среднего машиностроения (Минсредмаш) передается 12й экспедиционный отряд подводно-технических работ Главного военно-речного управления (УПТР ГВРУ), который до 1956 года выполнял все водолазные работы в отрасли. В 1956 году ГВРУ было упразднено, а кадровый состав и водолазы откомандировываются в распоряжение Минсредмаша (сохраняя статус военнослужащих) и продолжают выполнять водолазные работы в интересах отрасли. После завершения службы, водолазы и гидротехники оставались в системе Минсредмаша, продолжая выполнять гидротехнические работы. Частично водолазные подразделения пополнялись за счет демобилизованных специалистов из ВМФ.
      В целях упорядочения деятельности водолазных подразделений Минсредмаша, выполняющих большой объем подводно-технических работ в отрасли и возросшей потребностью в выполнении работ в интересах других ведомств, приказом Министра от 20.02.1964г. №70 все водолазные работы по Минсредмашу передаются в ведение п/я 646 (Трест «Гидромонтаж» 12 ГУ) и создается водолазная инспекция.

      20 февраля 1964 года - День образования водолазной службы Министерства среднего машиностроения.

      Созданная водолазная инспекция объединила весь личный состав водолазов на объектах Минсредмаша. С этого момента водолазные подразделения, работающие на различных площадках отрасли, объединяются в единую систему для решения вопросов внедрения новых технологий производства работ, подготовки (переподготовки) водолазных кадров, обеспечения водолазной техникой и средствами обеспечения водолазных спусков и работ, контроля за выполнением требований безопасности труда на водолазных работах.
      В период перестройки и реорганизации структуры Минсредмаша реорганизуется и водолазная служба. В целях сохранения преемственности и структуры водолазной службы Министерства при выполнении аварийно-спасательных, подводно-технических водолазных работ на объектах ядерного комплекса приказом Министра от 07.09.1994г. №394 создается госучреждение Центр аварийно-спасательных подводно-технических работ «ЭПРОН» (ЦАСПТР «ЭПРОН») с сохранением всех функций предыдущей структуры, в том числе и функций водолазной инспекции.

      07 сентября 1994 года - день образования Центра аварийно-спасательных подводно-технических работ «ЭПРОН».

      В 2001 году внесены изменения в уставные документы ЦАСПТР «ЭПРОН» и он становится федеральным государственным унитарным предприятием (ФГУП ЦАСПТР «ЭПРОН») с сохранением функций водолазной инспекции и статуса штатного аварийно-спасательного формирования (АСФ) с подчинением департаменту безопасности, экологии и чрезвычайных ситуаций (ДБЭЧС) Министерства Российской Федерации по атомной энергии.
      За прошедшие годы в водолазной службе Росатома произошла не одна смена поколений водолазов, ИТР и личного состава плавсредств. На многих объекта Минсредмаша, Минатома, Росатома работали высококлассные специалисты, посвятившими свою жизнь трудной и опасной профессии водолаза. Первыми пришли в отрасль из ЭПРОНа водолазы А.А.Бояринов, В.П.Самсонов, В.Ф.Кононов, А.И.Лупеха, А.А.Горбачев, В.И.Древалев, А.И.Драгунов, С.И.Музыка, П.Н.Онищенко, Ю.Г.Харчин. Из последующих наборов из ЭПРОНа приняты водолазы - Ф.Ф.Булыженко, И.П.Колесник, А.П.Мороз, О.С.Моисеев, А.М.Тарануха, Ю.М.Фирсов, А.В.Соловьев, Б.И.Мельников, И.Я.Рымар, Л.М.Гуркаленко, Ю.П.Ложкин, Н.И.Голиков и др.. Они работали под непосредственным руководством высококвалифицированных и ответственных офицеров - водолазных специалистов: капитана 2 ранга Булынко Михаила Дмитриевича, капитана З ранга Козлова Михаила Ивановича, капитана 2 ранга Солопко Владимира Игнатьевича, капитан 2 ранга Гуменюка Михаила Николаевича. Обширна и география строительных площадок где трудились водолазы. Они участвовали в строительстве гидротехнических сооружений промплощадок ПО «Маяк», ГХК, СХК, Заб.ГОК. В связи с промышленным развитием территориально отдаленных районов страны водолазы участвовали в выполнении уникальных заданий по сооружению водозаборов Гусино-Озерской ГРЭС, Ленинградской АЭС, Игналинской АЭС, проведено подводное бетонирование на Степногорском гидроузле, Красноярской ГРЭС, построены слипы в Судаке, Евпатории, Севастополе, проложены кабели связи через реки Волга, Енисей, Ока, Обь и через Черное море (Севастополь-Болгария).
      В этот период разработана и освоена прогрессивная технология прокладки крупногабаритных трубопроводов диаметром 1200-1бООмм длиной 1-3 км способом свободного погружения через водные преграды. Под каналом им.Москвы проложен, впервые в стране, теплофикационный тоннель диаметром 2.5 м, длиной 1000 м. досрочно построен и сдан в эксплуатацию дюкер-керосинопровод через р.Ангару, который является первым в истории покорения сибирской реки.
      Все поколения водолазов чтят память ЭПРОНовцев и их заслуги по освоению глубин и мастерство выполнения водолазных работ.
      В настоящее время продолжатели ЭПРОНа выполняют ежедневную обычную, тяжелую работу под водой на всех площадках отрасли, несут дежурство на водоемах по спасению жизни людей на воде. У каждого из них за плечами огромный опыт выполнения подводно-технических и водолазных работ.